Из рубрики «вопросы на ответы», тема, набившая оскомину, застрявшая в зубах и продолжающая беспокоить умы многих дайверов-новичков. На форумах переломано тысячи копий в виртуальных битвах инструкторов, псевдоэкспертов и непримиримых адептов секты «больной спины», но вопросы от новичков на эту тему не иссякают. Изложу СВОЮ точку зрения, дабы в следующий раз послать с этим вопросом по конкретному электронному адресу, а не пересказывать одну и туже историю в тысячный раз.
Когда меня спрашивают, что выбрать, то обычно у вопрошающего уже есть ответ на этот вопрос. Он уже прочитал кучу текста в интернете, посмотрел видео на YouTube и прочел кучку рекламных текстов в описаниях товаров интернет-магазинов. Т.е. он свое мнение уже составил и хочет, чтобы я его подтвердил. Реже бывает, когда человек еще не прошел все круги интернет-образования и ему нужно именно мое экспертное мнение. В любом случае мой ответ начнется с вопросов, чтобы выяснить, что именно подойдет человеку.
- Где, в основном, будет использоваться компенсатор?
- В каких условиях предполагается нырять?
- Как часто BCD будут брать в путешествия, требующие перелетов на самолете?
- Планируется ли возможность, что этим BCD будет пользоваться другой человек (ребенок, жена, любимая собачка) или он предназначен только для одного пользователя?
- Какова вероятность, что в обозримом времени (5-10 лет) физические размеры тушки владельца поменяются?
- Каковы интересы владельца в дайвинге (смотреть рыбок, нырять на затонувшие кораблики, гонять акул, лазить по пещерам, все интересно)?
- Есть ли планы по движению вниз, внутрь, в манящую бездну и темноту?
- Есть проблемы со здоровьем – спина (позвоночник), колени и голеностоп?
Человек, способный ответить на эти вопросы уже и сам может решить, что ему нужно, ну а для остальных «расшифрую».
1. A. Живу недалеко от водоема, или добраться до него могу на общественном транспорте или авто – вес и объем, занимаемый снаряжением, не имеет особого значения.
B. Буду нырять в основном в дальних поездках – вес и объем имеет большое значение.
2. A. Средняя полоса России, Черное море, теплые моря — открытая вода без всяких железок и пещер – конфигурация не имеет особого значения, можно нырять в чем угодно.
B. Те же места, только плюс подледные погружения – пластиковые пряжки, обилие свободных, незакрепленных концов не приемлемо.
C. Ныряю на затонувшие корабли, в пещеры, зимой под лед – нужно компактное, обтекаемое, надежное снаряжение, с повышенными прочностными характеристиками.
3. A. Буду часто летать – нужна легкая, компактная при перевозке модель.
B. Место в багаже не проблема – берем что нравится.
4. A. Пользоваться буду только я, мой вес и размер всегда стабильны – можно купить BCD типа «жилет» или «интегрированное крыло» — размеры регулируются в приемлемом диапазоне
B. Буду пользоваться не только я, не могу быть уверен в своей комплекции на ближайшие 5-10 лет – модульная система с подвеской в виде моностропы или разрезной стропы с возможностью регулировок.
5. Смотри варианты пункта 4.
6. A. Люблю нырять в теплых морях, смотреть рыбок и не люблю замкнутые пространства – любой тип BCD.
B. Пещеры, затонувшие корабли входят в список того, куда мне нравится нырять – модульные системы или сайдмаунт.
7. A. Не планирую нырять глубоко, в пещеры, в корабли с серьезным проникновением, не буду использовать баллонную спарку – любой тип BCD.
B. Планирую нырять глубоко, совершать технические погружения – модульная система.
C. Планирую нырять не глубоко, но с проникновением в пещеры или затонувшие корабли – модульная система или сайдмаунт.
8. A. Врачи не рекомендуют нагружать спину, колени, голеностоп – сайдмаунт.
B. Нет ограничений по здоровью – любой тип BCD.
Типы BCD в примерах и картинках.
BCD типа «жилет»
Данные BCD удобны в использовании, имеют большое количество точек регулировки по размеру (пояс, плечевые лямки, перемычка в области груди), что позволяет подогнать их под любую фигуру. Как правило имеют встроенные грузовые системы. Присутствуют встроенные карманы для размещения мелких деталей снаряжения (шпулька, буй, компактная камера, фонарик). Камера BCD данного типа сделана так, что вертикальное положение тела дайвера на поверхности поддерживается легко. Наиболее низкая цена из всех видов BCD у простейших моделей.
Недостатки жилетов – обилие пластиковых пряжек, много свободно висящих регулировочных концов, расположение всех грузов в области поясницы, регулировка размеров снаряжения имеет ограниченный диапазон. Изделие представляет из себя одно целое и мало поддается улучшениям и апгрейду. Изделие имеет больший объём и вес по сравнению с другими типами BCD. Поддержание горизонтального положения под водой требует несколько больших усилий и навыков, чем у BCD других типов. Топовые модели стоят дороже остальных типов BCD.
BCD тип «интегрированное крыло» — стандартный вариант
Данное изделие отличается от «жилета только тем, что воздушная камера компенсатора полностью расположена за спиной дайвера. Поэтому к достоинствам его стоит добавить более легкое поддержание горизонтального положения дайвера под водой, а к недостаткам небольшие затруднения у неопытных дайверов при поддержании вертикального положения тела на поверхности. В остальном различий нет.
BCD тип «интегрированное крыло» — облегченный (TRAVEL) вариант
Очень похож на обычное интегрированное крыло, но в ослабленном варианте. Отсутствует жесткая спинка для крепления баллонов, более тонкая и легкая ткань, которая как правило одновременно и является камерой BCD, пряжки и стропы уменьшены в размерах и облегчены.
Из преимуществ – малый вес 2,2-2.5 кг, компактный размер, можно свернуть в трубочку и разместить в любой сумке.
Из недостатков – тонкая ткань более подвержена повреждениям, поэтому не подходит для погружений в затонувшие корабли и места, где есть шанс зацепиться за что-либо твердое и острое.
Модульные BCD или BCD типа «крыло»
Данный BCD имеет модульную конструкцию, т.е. состоит из различных независимых модулей, которые можно комплектовать в большом количестве вариантов. Модули могут быть любого производителя, не обязательно придерживаться одной марки. Основные модули: спинка, подвеска, крыло, система крепления баллона, грузовая система.
Достоинства – возможность комплектовать BCD согласно текущих целей и задач, размер регулируется в широчайшем диапазоне (от 10 летнего ребенка до 150 кг родителя), надежность и повышенная прочность всех деталей, обтекаемость под водой, компактность при перевозке, малый вес, возможность апгрейда и использования частей снаряжения для технических погружений (т.е. докупить будет необходимо только большей грузоподъемности а не всю систему), легкая замена вышедших из строя и износившихся компонентов, легкое поддержание горизонтального положения тела под водой.
Недостатки – затрудненное поддержание вертикального положения тела на поверхности воды у новичков (надуманный аргумент, исправляется после первого же объяснения, как правильно использовать BCD типа крыло на поверхности), менее удобны в процессе надевания и снятия на суше (надуманный аргумент, легко исправляется при получении навыка правильного надевания-снимания снаряжения), большой ассортимент размеров, цветов и комплектующих делает процесс выбора при покупке более долгим.
BCD типа «сайдмаунт» (SIDEMOUNT)
Бывает как модульным, так и единым изделием. Предназначен для плавания с креплением баллона (баллонов) по бокам дайвера. Грузовая система интегрирована или подсоединяется в виде модуля.
Достоинства – изготовлен из прочных, высококачественных материалов, компактен, отличная обтекаемость, идеален для облегчения поддержания горизонтального положения под водой, не требует присоединения баллонов на суше, что снижает нагрузку на позвоночник и суставы.
Недостатки – требует дополнительного обучения для использования, требует особой конфигурации регуляторов, «заточен» под плавание в надголовных средах, более долгий процесс входа и выхода из воды (необходимо время на прикрепление и снятие баллонов), низкая возможность апгрейда изделия.
Если вы ответили на все вопросы и прочитали описание типов BCD, которые я вам дал, то сделать выбор уже не составит труда.
Ну а мое ЛИЧНОЕ и ПРЕДВЗЯТОЕ мнение – модульные системы и пусть весь мир нервно курит в сторонке, я сказал!
Валерий
| #
Обьясните что и как?Как правильно держать вертикальное положение?Недостатки крыла – затрудненное поддержание вертикального положения тела на поверхности воды у новичков (надуманный аргумент, исправляется после первого же объяснения, как правильно использовать BCD типа крыло на поверхности).
Reply
Владимир Поляков
| #
Валерий, вы, как опытный дайвер, понимаете, что объяснить на словах не показывая, как именно это делается, достаточно сложно. Для начала достаточно будет того, что не нужно поддувать крыло на поверхности до срабатывания клапанов. Даже этого обычно хватает для того, чтобы вас перестало приводить в положение «лицом в низ».
Reply