Один из самых знаменитых, интересных и красивых рэков современности лежит в водах Красного моря у побережья Египта. «Тистлегорм» (англ. SS Thistlegorm) — британский вооруженный сухогруз, построенный в 1940 году компанией «Джозеф Томпсон и Сын» в Сандерленде, Англия. Был потоплен 6 октября 1941 года во время Второй мировой войны в Суэцком заливе в Красном море и в настоящее время является известным местом для дайвинга. «Тистлегорм» в переводе с гальского означает «Голубой чертополох».
Класс и тип судна – Сухогруз
Владелец — Albyn Line
Изготовитель Joseph Thompson & Son
Строительство начато 9 апреля 1940 годаСпущен на воду январь 1941 года
Порт приписки — Glasgow, Scotland
Выведен из состава флота 6 октября 1941 года
Основные характеристики:
Водоизмещение 9009 т
Длина 128 м
Ширина 18 м
Двигатели — 3-х цилиндровый паровой двигатель мощностью 1850л.с. (1380 кВт)
Скорость хода 10,5 узлов
Команда 41 человек
Вооружение -зенитное орудие 4-inch (101 мм) и 77 мм пулемет
«Тистлегорм» был построен на корабельных верфях «Томпсон и сыновья» в Сандерленде для компании «Албин Лайн ЛТД» в апреле 1940 года. Был оснащен трехцилиндровым паровым двигателем множественного расширения мощностью 1850 л.с. Корабль был в частной собственности (но строительство также частично финансировалось британским правительством) был классифицирован как вооруженное грузовое судно. По причине военного времени «Тистлегорм» был вооружен 4-дюймовой (101 мм) зенитной пушкой и крупнокалиберным 77 миллиметровым пулеметом уже после завершения строительства корабля. На момент начала Второй мировой войны было построено 4 судна подобного класса.
Судно провело три успешных рейса после своего спуска. Первый был в США, чтобы собрать стальные рельсы и запчасти для самолетов, второй в Аргентину за зерном и третий в Вест-Индию за ромом. Перед своим четвертым и последним рейсом «Тистлегорм» прошел довооружение (первоначально корабль не нес на себе оружия) и ремонт в Глазго. Так же его команда была усилена девятью матросами.«Тистлегорм» был задействован в секретной операции под названием «Крестовый поход», суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен огибать Африку для обеспечения снаряжением войск, действующих на севере континента. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии. Поставленной перед сухогрузом задачей была доставка боеприпасов, снаряжения и техники для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек, которая располагалась в Египте и Восточной Ливии. В мае 1941 года «Тистлегорм» с экипажем 49 человек вышел из шотландского порта Глазго. Корабль имел груз боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Ли-Энфилд MK III, сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, передвижными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и армейскими сапогами. Дополнением к основному грузу были четыре легких танкетки MK II, два паровоза Stanier Class 8F в комплекте с цистернами для воды.
Когда «Тистлегорм» завершал свой путь в водах Красного моря, поступил приказ бросить якорь в проливе Губал, рядом с рифом Шааб-Али и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном. В ночь с 5 на 6 октября 1941 года два немецких штурмовика Heinkel He 111, высланные с Крита для уничтожения английских транспортов, наткнулись на стоящий на якоре «Тистлегорм». При полной луне, зайдя с кормы и не встретив защитного огня из зенитных орудий, атаковали его. Бомбы попали в четвертый трюм, который был загружен боеприпасами, что вызвало частичную детонацию и усилило разрушения от взрыва. Корма была оторвана, палуба завалена обломками. В 1 ч 30 минут корабль пошел ко дну и затонул на глубине около 30 м. Большая часть команды была спасена. Потери составили 4 матроса и 5 военных моряков из расчета противовоздушной обороны судна. Остальных членов экипажа подобрал легкий крейсер HMS Carlisle, который входил в состав конвоя.
На долгое время о корабле забыли. Только местные рыбаки, промышлявшие в этих водах знали о том, что под водой лежит большой корабль, который можно увидеть с поверхности воды и за который цеплялись их снасти. Впервые «Тистлегорм» был обнаружен и опознан в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Следуя подсказкам местных рыбаков, Кусто смог найти остов затонувшего корабля и поднял с него несколько предметов, в том числе мотоцикл, капитанский сейф и корабельный колокол.
Данные исследования подробно описаны в знаменитой книге Жака Ива Кусто «В мире безмолвия», а сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в одноименный документальный фильм. Но после посещения Кусто, корабль опять был утерян. Только спустя много лет, в 80-х годах, стараниями Израильских дайверов корабль вновь был обнаружен и стал самым популярным затонувшим кораблем, доступным для любительских погружений.
В 1993 году ВВС сняли документальный фильм «Последний рейс Тистлегорма» и с этого времени затонувшее судно становится одним из самых популярных мест погружений для дайверов из Хургады и Шарм-эль-Шейха.